При капитализме политически свободный человек, не имеющий права собственности на средства производства, вынужден продавать свою рабочую силк для получения денежного эквивалента жизненных средств. При этом цена рабочей силы и результат применения рабочей силы - разные величины. Последняя, как правило, больше. Эта разница составляет т.н. "прибавочную стоимость", которая присваивается собственником средств производства.Но формально, всё происходит по законам товарного производства и поэтому нельзя сказать, что такой порядок несправедлив.
Другое дело, что следствием такого способа производства является удешевление рабочей силы и обнищание работника.
Кроме того, уже для капиталиста целью становится не просто какая-нибудь прибавочная стоимость, а её максимальная величина. И дело тут вовсе не в жадности собственника, а в объективном характере рынка.
Конечно, это очень упрощенная схема способа производства, но уже на этом этапе можно сделать выводы, которых в марксизме нет. Капитализм не является высшей, или финальной, стадией товарного производства, так как товаром стала только индивидуальная рабочая сила, а не вся рабочая сила, приводящая в действие средства производства.
Поскольку средства производства коллективные, то и товаром в логическом пределе должна стать именно вся рабочая сила, этим средствам производства соответствующая. Но, поскольку это - трудовой коллектив, то главной проблемой является его правовой статус, или признание как единого целого.
Это и есть субъектность коллектива. Прямым следствием сразу станет включение коллектива в товарный капиталистический цикл с безусловным основанием на пропорциональную своей капитальной стоимости долю прибыли. Но здесь и произойдёт самое главное - в этом случае наёмный "капиталистический" труд начнёт изменяться на ассоциированный. то есть начнёт сам себя уничтожать, или "снимать".
А это уже принципиально иная ситуация - интересы, мотивы и цели самих работников далеко не ограничены максимизацией прибавочной стоимости. Главная цель - увеличение свободного времени. И в этом пункте снова "касаемся" марксизма...
То есть, такой ассоциированный способ производства и можно назвать социализмом в полном прямом значении термина - как социализацию отношений собственности и отношений трудовых.
Самое удивительное, что "запустить" этот процесс можно не путём "классовой борьбы" и насилия, а простым дополнением права возможностью считать коллектив субъектом отношений.
Зато перспективы - самые завораживающие с точки зрения всех экономистов. Да и народ, если поймёт - оценит..