Vlad Bout (karlsonmarxx) wrote,
Vlad Bout
karlsonmarxx

Category:

Расставим основные точки, забьем основные клинья

Расставим основные точки, забьем основные клинья. На которых держится диалектическая логика. Первая точка - фундаментальная - это "А = А и, одновременно, не = А". Системообразующая точка, сущностная. Вторая точка - это "границы рассмотрения процессов, явлений". Это большая, великая точка, но рангом, все же, поменьше, чем первая. Но. Она является главной в "процессе обучения диалектической логике". Она является главной в процессе выхода сознания на тропинку понимания, что такое "диалектическая логика"? Такая вот самая важная "дидактическая точка" диалектической логики. Она настолько важна, что тот, кто овладеет этим понятием, уже пройдет половину пути обучения диалектической логике.

Каждый объект можно описывать бесконечным количеством способов. Протяните правую руку на 10 см вперед. Возьмите этот предмет. Начните его описывать. (Ленин это делал на примере стакана). Когда кончатся позитивные описания, возьмите негативные (чем не является объект), кончатся негативные, возмитесь за относительные описания (находится в полутора миллиардах километрах от орбиты Сатурна и т.д).

Процессы, явления - это еще более сложные объекты, нежели мышка или стакан. Каждый процесс, явление можно описывать бесконечным количеством способов. Половина этих способов будет противоречить другой половине. Колчак - герой, адмирал и полярный исследователь? или палач трудового народа, враг и преступник? Ставить ему памятник или нет?

Вся современная пресса строится на том, что нам подсовывают "внутренне непротиворечивое" (!) описание действительности, которое полностью противоположно тому, что мы видим. "Все верно, а по существу издевательство" (с) Ленин. Поэтому: "Истина - конкретна!" (с) Ленин. В таких границах рассмотрения Колчак "преступник". В таких - герой. В таких - Николай - Кровавый. В таких - благородная жертва.

Основной вопрос философии? Что первично - материя или сознание? В границах, проведенных Марксом, основной вопрос философии звучит именно так (это Маркс его так сформулировал). Но в философии экзистенциализма Основной вопрос звучит так: жить или умереть? И так же, как в философии марксизма, с ответа на основной вопрос начинаются все остальные ответы, в границах данной конкретной философии.

Истина в одних "границах рассмотрения процесса, явления" превращается в ложь в других "границах рассмотрения". Именно поэтому "Истина - конкретна!" Именно поэтому: нет "истины вообще". Именно поэтому Гегель пишет об абстрактном и конкретном, что это не философы абстрактны, а простые люди, которые рассуждают "вообще", без контекстов, абстрактно, и поэтому абсолютно фантастично и неправильно судят обо всем, что выходит за рамки бытовых вопросов.

Не может быть мышления на основе диалектической логики без того, чтобы не рассматривать процессы, явления в конкретных "границах рассмотрения процессов, явлений". Именно этот акт отделяет истину от лжи при рассмотрении сложных объектов, какими являются процессы, явления.

Некоторые подробности:


"А = А и одновременно не = А" означает, что диалектическая логика оперирует "текучими понятиями". Т.е. понятиями, смысл которых меняется. В этом суть требования "брать явления в развитии". Обратите внимание: Не в том, что "явления меняются, процессы имеют разные стадии" (это все понятно, это естественно, это любой первоклассник поймет), а в том, что "наполнение понятий смыслом - меняется". Меняется смысл, которым наполняются понятия.

Если вы не будете менять смысл (наполнение понятия), то все уже другое (в других обстоятельствах, в другой эпохе, на другом этапе развития), а вы долдоните то же самое. И если вначале вы были правы ("истина"), то постепенно правота размывается и в какой-то момент, превращается в "ложь" (false). Именно это происходит, если вы не берете явление в развитии, если нарушаете требование диалектического мышления (т.е. мышления на основе диалектической логики, второй базовой логики мышления) "брать явление в развитии".

И здесь возникают проблемы:
- Как оперировать "текучими понятиями", если и простыми, железными не очень то получается?
- Критерии истинности применяемых понятий? (не столько их "мгновенных срезов", сколько "алгоритма изменений", которого нет. ))) Нет алгоритма изменений смысла (наполнения понятий). Не на что опереться. "Что делать будете?" (с) )))
- Можно ли создавать четкие результаты применения диалектической логики (сравнимые с результатами формальной логики)? Можно ли получать четкие следствия в результате оперирования нечеткими посылками (понятиями) по нечетким законам?

Краткий ответ: Да, можно. Да, все работает. да, результаты значительно лучше, чем при применении формальной логики (она вообще не дает никаких результатов в сложных средах). Позже, может быть, будет возможность дать более подробный ответ на эти вопросы.

Маркс, понимая все это, ввел такое понятие как "категории". "Определения" он презрительно называл "дефинициями", и считал, что в философии (в сложных средах) их использование неприемлемо. Вместо "определения" Маркс предлагает "категорию". Суть "категории" в следующем: Чтобы первично описать сложное явление (в грубом приближении) достаточно 1-2 абзацев текста. Точность описания при этом составит 70-80%, что вполне достаточно читателю для первого знакомства с предметом. Чтобы вникнуть глубже в предмет, читателю нужно будет прочитать 2-3 страницы текста на тему, при этом точность описания достигнет 90%, чего ему хватит на всю жизнь, чтобы иметь более или менее адекватное представление о предмете. Чтобы повысить точность описания-понимания до 95% ему нужно 200-300 страниц, прочитать, разобраться, перечитать - полгода. Далее - несколько лет и уровень 99%. Далее - лет 30 и уровень 99,8. Вот что такое "категории" Маркса.

Поэтому, когда я пишу во втором посте: "Кто овладеет понятием "границы рассмотрения процессов, явлений", тот получит половину благости понимания, что такое диалектическая логика" - это истинная правда и, одновременно, шутка. Эта шутка (розыгрыш, мистификация, иллюзия, неправда) заключается в том, что обыденное сознание исходит из того непреложного факта, что половины равны. Что первая половина равна второй. Но философии это не так. Вторая половина устроена по принципу "Ахиллеса, догоняющего черепаху" и может быть бесконечной. По-крайней мере "категории" Маркса устроены именно таким образом", и это точное описание того, как устроена структура познания сложных процессов (явлений).

Границы рассмотрения процессов явлений позволяют фиксировать "текучие понятия". Не в мгновенном срезе, а в некотором интервале. Принципы оперирования границами рассмотрения ("проведение границ рассмотрения") мы рассмотрим в следующем посте

alexander klein

Tags: Гегель, диалектика, логика, философия
Subscribe

  • (no subject)

    Firstly, this is an open admission that the US was at the very least interested in getting in touch with Navalny at the height of his violent…

  • ПОЧЕМУ ОНИ МОГУТ ПРОИГРАТЬ #АндрейФурсов

    https://youtu.be/LljHobU6Ryo Как всегда исключительно интересный и познавательный разговор с Андреем Ильичем Фурсовым. Много всего интересного и…

  • (no subject)

    Минздрав России зарегистрировал третью российскую вакцину от COVID-19 ⠀ - Минздравом России принято решение о регистрации третьей российской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment