Отсюда можно сформулировать основополагающее определение сущности коммунистической общественно-экономической формации. А именно, коммунизм - это общество, в котором на основе превращения свободного времени в главное богатство общества упраздняется "порабощающее человека подчинение его разделению труда"3. Вместе с разделением труда отмирают частная собственность, классы, государство, а на смену им "приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"1. Поскольку отпадает необходимость принуждения к труду, отпадает и жесткий контроль общества за мерой потребления, Осуществляется распределительный принцип: "От каждого по способностям, - каждому по потребностям".
Такое общество может возникнуть только на основе строго опре- деленного технологического способа производства. Таковым по нашему мнению является автоматизированный способ производства. К. Маркс не употреблял это понятие, но он определил основную тенденция в развитии машинного производства, отмечая, что "система машин, являющаяся автоматической, естъ лишь наиболее завершенная, наиболее адекватная форма системы машин"2. Современный этап научно-технпческой революции эмпирически подтверждает прогноз К. Маркса, сделанный более ста лет назад, задолго до появления микропроцессорных устройств и робототехнических систем. Уже сейчас можно представить в общих чертах автоматизированное производство коммунистического будущего. Это будет прежде всего всецело роботизированное и компьютеризованное производство которое полностью вытеснит живой труд. Все будут делать машины. Не будет ни строителей, ни наладчиков, ни ремонтников, ни транспортников, ни продавцов. В сфере управления компьютеры ликвидируют иерархию чиновников, занятых сбором, обработкой и передачей информации. Компьютеры возьмут на себя рутинный, нетворческий труд в науке и культуре. Возникнет мировая информационная система с мощными банками данных, общедоступная для всех людей. На долю человека остаются, таким образом, творческие функции в материальном производстве, но главное - производство самого человека. Это, прежде всего духовное производство: наука, воспитание, культура. Человек будет свободно развивать свою природу, присваивая свою многостороннюю сущность многосторонним образом, примерно так же, как это делали древние греки, только вместо рабов будет работать робото-компьютерная техника".
Это было время эйфории от демократии и гласности. Сегодня я бы поостерегся от чрезмерно оптимистических ожиданий и деклараций.